В Узбекистане проводятся масштабные работы по сохранению культурного наследия

«Музыканты». Часть «Айртамского фриза» Известняк. II в.

«Музыканты». Часть «Айртамского фриза» Известняк. II в. Государственный Эрмитаж.Санкт-Петербург.Россия

В процессе исторического развития, начиная с эпохи палеолита и вплоть до современности включительно, на территории Узбекистана создано бесчисленное количество предметов, отражавших своеобразие, особенности и закономерности материальной и художественной культур страны. Среди них как простые предметы, употреблявшиеся повседневно в быту, так и подлинные, подчас уникальные шедевры изобразительного и прикладного искусства, служившие украшением величественных храмов и дворцов отдельных индивидуумов аристократии. Все они, вне зависимости от социальной принадлежности, в совокупности составляют историко-культурное наследие Узбекистана, будь то лепной горшок эпохи неолита, элитарные золотые украшения или художественные полотна.

Наследие это бесчисленно и многообразно. Большая его часть бережно хранится в многочисленных государственных музеях, собраниях академических институтов, галереях или архивах Республики Узбекистан. Но другая, и весьма значительная его часть оказалась в силу различных причин за пределами Узбекистана в музеях Азии, Америки, Африки, Европы, России и в собраниях частных коллекционеров (преимущественно ткани, геммы, картины современных художников, керамика) и зачастую малоизвестна или вовсе неизвестна широкому кругу общественности и даже специалистам-ученым, исследователям древнего, средневекового и современного изобразительного и прикладного искусства.

Причины этого были различными  – политическими, экономическими, обменными, научными, но нередко меркантильными, с целью купли и последующей продажи.
Приведем несколько примеров. Гордостью собрания древнего буддийского искусства Государственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге является Айртамский фриз из мергелистого известняка с изображением музыкантов, найденный на городище Айртам вблизи Термеза.

В фонде Музея народного искусства в Стокгольме бережно и с соблюдением всех правил хранится богатейшая коллекция прикладного искусства Узбекистана (художественный металл, керамика, наскаду), собранная в Ташкенте, Самарканде, Фергане в конце XIX – начале XX вв.

В знаменитой Художественной галерее Фрира в Вашингтоне в 2004 г. экспонировалась богатейшая коллекция иката – художественных шелковых тканей, приобретенная в 1960 – 70-х гг. на территории Узбекистана. У частных коллекционеров и в музеях Германии имеется немало превосходных образцов узбекских сюзане, некоторые из них уникальные. Даже в далеком Сан-Франциско в великолепном Музее дальневосточного искусства, в основу которого положено собрание бывшего президента Международного олимпийского комитета Эвери Брендеджа, в экспозиции выставлены образцы средневековой керамики из Афрасиаба и печати с именами потомков Амира Темура.

Особо следует выделить «Уголок Узбекистана» в Национальном музее этнологии г. Осака (Япония), созданный большим другом Узбекистана, который был влюблен в нашу страну, профессором Кюдзи Като. К его формированию он приступил в 60-х гг. XX в., после первых поездок в Узбекистан, совершенных совместно с классиком японской литературы Ясуси Иноуэ.

А сколько рукописей, древних манускриптов, писем, художественных предметов и т.п. хранятся в библиотеках и музеях Москвы, Санкт-Петербурга, Лондона, Парижа, Венеции, Генуи, Берлина, Стокгольма, Каира, Тегерана, Стамбула и других городов мира!

Поистине грандиозное и многообразное историко-культурное наследие Узбекистана не поддается количественной оценке: «Не счесть ему числа»!

В независимом Узбекистане проводятся большие работы по сохранению и пропаганде культурного наследия: реставрируются многие средневековые архитектурные памятники, улучшаются градостроительные структуры, формируются археологические, этнографические, искусствоведческие экспедиции, учреждены специальный фонд «Олтин мерос» – «Золотое наследие» и его областные отделения. Издаются журналы «Археология Узбекистана», «История Узбекистана», «Искусство», «Эхо истории» и другие на нескольких языках, специальные сборники и монографии, проводятся общественные мероприятия и научные конференции. Большое значение приобретают туристические маршруты по историческим городам Узбекистана – Бухаре, Самарканду, Термезу, Хиве, Шахрисабзу. Важное значение для изучения и пропаганды историко-культурного наследия имеет издание с 1995 г. серии книг, посвященной историческим городам и выдающимся личностям Узбекистана (выпущено уже более 15 томов). С 2010 г. реализуется проект по изданию серии «Архитектурная эпиграфика Узбекистана» (25 томов), в рамках которого группа узбекских ученых проводит глубокую исследовательскую работу по изучению и дешифровке эпиграфических надписей, на протяжении тысячелетий украшавших историко-архитектурные памятники.

Возведены и успешно функционируют новые музеи, такие, как, к примеру, Музей археологии в г. Термезе – первый специальный музей такого рода на территории СНГ, Галерея изобразительного искусства Узбекистана в Ташкенте, где наряду с картинами современных художников экспонируется богатейшая нумизматическая коллекция, Государственный музей истории Темуридов – является уникальным среди подобных, Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан имени И. В. Савицкого в Нукусе, где хранится уникальное собрание художников-авангардистов. Улучшена и значительно расширена экспозиция многих музеев, которая ежегодно пополняется новыми экспонатами.

Республика Узбекистан является полноправным членом многих международных организаций, занимающихся культурным наследием, как, к примеру, ЮНЕСКО, ИКОМ (IСOM — The International Council of Museums) и многих других.

Задуманный в Ташкенте проект «Культурное наследие Узбекистана в собраниях мира» не имеет равных по широте охвата. Это первый и единственный проект, аналогов которому нет в мире. Он предусматривает сбор, изучение, а также публикацию объектов материальной и художественной культур, происходящих с территории Узбекистана, но в силу определенных причин, о которых сказано выше, вывезенных в ту или иную страну мира.

В ходе подготовки к изданию проводится серьезная исследовательская работа по сбору и обобщению лучших артефактов, что позволило отразить богатство и уникальность культурно-исторического наследия народа Узбекистана.

Следует особо подчеркнуть, что этот проект осуществляется благодаря личному вниманию Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева вопросам бережного сохранения, обогащения и приумножения исторического, культурного и интеллектуального наследия узбекского народа. Воспитание подрастающего поколения на основе общечеловеческих и национальных ценностей и традиций, изучение и уважительное отношение к наследию своего великого прошлого стало одним из важных приоритетов национальной политики современного Узбекистана. Здесь уместно отметить, что с первых дней независимости страны

Первый Президент Узбекистана Ислам Каримов придавал особое значение решению вышеуказанных задач. С 2017 г. все эти темы возведены в ранг государственной политики и обозначены в Стратегии действий по дальнейшему развитию Узбекистана, инициированной главой государства Шавкатом Мирзиёевым.

Эдвард Васильевич Ртвеладзе,

доктор исторических наук Узбекистана, профессор

Весьма значительная часть культурного наследия Узбекистана оказалась в силу различных причин за пределами страны

 

Назад